Дополнительные сведения:
Мои принципы маркетингового консалтинга.
1. Вся базовая стратегия создается внутри бизнеса. Никакие внешние консультанты за вас ничего толкового не напишут. А если напишут, то все будет отторгаться, как инородное. Лучше вас никто не знает все тонкости и нюансы, которых сотни. Поэтому я сам перестал писать стратегии для кого-то, а работаю в системе «advising», в которой бизнес сам собирает свои собственные смыслы под моим контролем. Это в разы эффективнее, чем умничаешь извне, а потом уходишь, и все возвращается к нулевой отметке.
2. При достаточной активности в коммуникациях с клиентами в компании должна быть роль маркетолога. Если хватает задач, то это целый человек на ставке. Если не хватает, то частично человек занимается маркетингом, частично, например, продажами. Главное, чтобы хватало знаний-умений-времени на маркетинг, он не уходил в низкий приоритет. По идее основная роль такого маркетолога не делать что-то узкое, а быть "паучком в центре паутинки", проектным менеджером, который управляет комплексом всех активностей.
3. Владелец бизнеса не должен выполнять функции маркетолога.
4. В идеале вся маркетинговая деятельность делится на две больших части: стратегия (смыслы) и тактика (инструменты).
4.1. Стратегию рекомендую создавать минимум двум людям (если умеют) - собственнику и маркетологу, + можно добавить ключевых думающих топов. Если не умеют, то добавляем меня как, стратега. На выходе - собирательное понимание "о чем наш бизнес" (смыслы - потребности клиентов, ваши продукты и бренды, каналы продаж, коммуникации и прочее).
4.2. Когда есть смыслы бизнеса и план действий, то я перехожу в разряд «consulente». А для компании остается «мастер-план» т. е. тактика, то, что всё запланировано методично реализовывается день за днем. Кстати, самое сложное то, делает это всё маркетолог при полной поддержке руководителя, который на деле, а не на словах помогает и сопровождает реализацию. Время от времени, конечно, стоит возвращаться к плану и оценивать, туда идет бизнес или нет.
5. Внутри компании формируются ключевые маркетинговые задачи, и для их выполнения берутся люди.
6. Ну и, наконец, все остальное - на аутсорсинг: маленькие задачи и проекты, эпизодическая, некритичная деятельность и т. д. Главное - доверенные, проверенные партнеры плечом к плечу.