Обязанности и достижения:
Обязанности
1. разработка учебных, рабочих программ, учебно-методических комплексов
2. разработка планов и содержания образовательных и обучающих курсов по общественным и гуманитарным дисциплинам
3. написание, подготовка и чтение лекций
4. подготовка и проведение практических занятий разного типа, включая интерактивные формы
5. курирование студенческих научных исследований, включая индивидуальные и групповые формы
6. чтение и корректировка текстов студенческих научных (исследовательских и научно-популярных) работ
7. подготовка отзывов и рецензий на школьные, студенческие исследовательские работы, а также отзывов и рецензий диссертационных исследований, авторефератов диссертаций, учебных и учебно-методических пособий коллег, в том числе из других вузов
8. творческий и научный поиск, написание и публикация научных и методических, в том числе учебных работ
9. участие в научных конференциях
10. организация и проведение научных, научно-практических конференций и семинаров, круглых столов
11. подготовка статей, монографий и учебных пособий к публикации и их публикация
12. работа в архивах и полевых экспедициях по сбору исследовательского материала
13. организация и проведение полевых практик - этнографической и музейно-краеведческой – на базе Лаборатории этнокультурного краеведения при кафедре истории и МПИ
Достижения
Окончив исторический факультет ГГПИ им. В. Г. Короленко с отличием в 1997 году, в этом же году поступила в аспирантуру при кафедре этнологии и регионоведения Удмуртского государственного университета (научный руководитель – доктор наук, профессор В. Е. Владыкин). Область научного интереса – гендерные исследования, тема диссертации – «Статус женщины в традиционном удмуртском обществе XIX – начала XX вв.». Защитившись, в декабре 2000 года, была принята на работу старшим преподавателем на кафедру отечественной истории исторического факультета ГГПИ им. В. Г. Короленко.
За весь период работы на кафедре мною были подготовлены материалы лекций и практических занятий по шести базовым курсам, входящим либо в дисциплины специализации, либо в список дисциплин гуманитарного и социального блока (ГСЭ), например, «Этнология», «Этнография народов Урала и Поволжья», «Этнология России и Удмуртии», «История и культура Удмуртии». В разное время подготовлено пять учебных программ дисциплин и курсов по выбору для студентов разных специальностей и направлений в вузе. Курсы по выбору и спецдисциплины, по которым разрабатывались планы, охватывают круг моих профессиональных, в том числе исследовательских интересов: гендерные исследования современной и традиционной культуры, этнография и антропология детства, мифология и история, регионоведение и устная история. Результаты исследований по этим направлениям нашли отражение в публикациях, список которых приводится в Приложении 1.
За период работы на кафедре истории и МПИ помимо участия в научных конференциях, методических семинарах и других мероприятиях по повышению квалификации прошла краткосрочное обучение в Государственной академии промышленного менеджмента им. Н. П. Пастухова по курсу «Управление проектами в вузе» (июнь-июль 2009 г.), о чём имею удостоверение.
В течение последних пяти лет (с 2010 по 2015 гг.) курирую работу Лаборатории этнокультурного краеведения при кафедре истории. Разработала и курировала несколько проектов на базе Лаборатории, в том числе образовательный проект «Платки» (культурные традиции ношения женских головных уборов народов Удмуртии) и совместного со Студенческим научным обществом проект по методической организации фондов библиотеки кафедры истории и МПИ и Лаборатории.
Разработала Положение, учебную программу и методические приложения к ней по музейно-краеведческой практике для студентов исторических специальностей (а позже в рамках системы подготовки бакалавров). Разработала концепцию и вплоть до 2013 года организовывала и курировала проведение отчётных конференций студентов по летней этнографической и музейно-краеведческой практике, которые стали ежегодными именно в ходе реализации разработанной мной концепции летней этнографической практики, в учебных планах относимой к разряду учебных. За время работы в вузе участвовала в разработке и пробном введении системы рейтингового контроля и оценки качества знаний студентов.
С 2003 года курировала секцию Этнография при Студенческом научном обществе факультета, ежегодно руковожу секцией на внутривузовской студенческой научной конференции «Студенческая весна» – с предварительной организацией и подготовкой студенческих выступлений (с 2001 года). Студенты, выполняющие работы под моим руководством, ежегодно получают призовые (1-3) места и право публикации во внутривузовском сборнике. Имею Почётную грамоту Администрации и Городской Думы г. Глазова за успешную работу по подготовке педагогических кадров для Удмуртской республики (2002 г.). С начала 2001 по 2010 гг. студенческие исследования, выполненные под моим руководством, с неизменным успехом участвовали в регулярных научных конференциях молодых историков Сибири и Урала, проводимых на базе Тобольского госпединститута им. Д. И. Менделеева. Традиционно успешное выступление студентов факультета на этой конференции, проводимой как этап Всероссийской студенческой олимпиады, отмечено Благодарственным письмом ректора ГГПИ (2009 г.). В 2007 году я курировала подготовку и участие команды студентов исторического факультета в III туре Всероссийской студенческой олимпиады по истории, проводимой на базе Челябинского государственного педуниверситета.
За 14 лет преподавательской деятельности под моим руководством написано и защищено 43 дипломных проекта (выпускной квалификационных работы). Из них более 50 % на оценку «отлично». Как правило, это те работы, выбор которых связан с участием студента в летней этнографической (музейно-краеведческой) практике (см. выше). В большинстве случаев такие работы сопровождаются публикациями самих авторов – студентов (см. Список публикаций студентов в Приложении 2). Некоторые из них продолжают образование в сфере ВО и науки, одна имеет степень кандидата наук и работает в нашем вузе. Руководство этнографическими практиками, Лабораторией этнокультурного краеведения, на базе которых написаны ВКР, позволили подвести некоторые итоги, проследив динамику развития студенческих изысканий по этнографии и антропологии на базе исторического факультета вуза. Материалы исследования изложены в статьях, одна из которых уже опубликована (см. Список публикаций в Приложении 1). Индивидуальная консультационная и кураторская работа со студентами в ходе подготовки исследовательских проектов, а также работа в малых группах со школьниками (см. ниже) на практике убедила меня, что наставничество (тьюторство) как форма личностного, партнёрского взаимодействия – самая эффективная. Более того, успешный многолетний опыт курирования студенческих и школьных проектов позволили сформировать и постоянно применять навыки партнёрского наставничества. На фоне выраженных недостатков (слабых сторон) массового образования в России эти методики – отличная возможность, готовая антикризисная технология. Они позволяют не только выстроить индивидуальную траекторию обучения, но и сформировать в человеке (учителе и ученике) навыки саморазвития, самообучения, в конечном итоге – активную жизненную позицию. Подобные умозаключения приводят к идее семейного учителя – далеко не новой, но могущей дать эффективный результат. Семейный учитель – наставник, определяющий генеральный план, график и ритм обучения и ведущий обучение по одной из дисциплин. Такие методы обучения всегда были привлекательны для меня, поскольку при правильных инвестициях давали и дают самый высокий процент успешности, причём со стороны обоих партнёров (сторон).
С 1997 года как студент ГГПИ, а с 2001 как преподаватель регулярно участвую в организации и проведении традиционной научной конференции «Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: история и современность», проводимой на базе вуза. Будучи в Оргкомитете конференции, отвечала за разные направления организации и проведения конференции: предварительная организация проблемно-тематических направлений работы, составление сопроводительных документов и информационных материалов (писем), их рассылка и контроль за формированием состава участников, предварительное и текущее редактирование сборника материалов и статей конференции, организация и проведение работы научной секции с последующим написанием отчёта, курирование группы технического обслуживания, приёма и регистрации участников, организации и размещения гостей, организации досуга участников конференции. Кроме этого участвовала в разработке концепции, подготовке и проведении на базе вуза республиканского семинара «Этнокультурная толерантность в молодёжной среде (20-22 декабря 2006 г.)», за что была награждена туристической поездкой.
С 2000 года по текущий момент опубликовала порядка 60 научных работ, из которых две монографии – учебные книги по истории г. Глазова (см. Приложение 1). Тематика исследовательских работ включает круг вопросов по гендерным исследованиям традиционной и современной культуры, этнографии и антропологии детства, финно-угроведению, а также изучение некоторых краеведческих вопросов. Этим определялся выбор конференций, в которых я принимала участие и в сборниках которых публиковалась. В списке моих конференций как региональные научно-практические, так и общероссийские и международные конгрессы, форумы и т.п. География публикаций (кроме Глазова): Ижевск, Казань, Киров, Москва, Санкт-Петербург. Все публикации последних пяти лет вносятся в базу РИНЦ, некоторые (2) изданы в журналах перечня ВАК. В связи с этим награждена Грамотами ректора ГГПИ за плодотворную научно-педагогическую работу и подготовку издания учебных книг по истории г. Глазова (2003, 2004 гг.), а также имею Почетную грамоту Министерства образования и науки Удмуртской республики за многолетний плодотворный труд, большой личный вклад в развитие науки Удмуртской республики (2005 г.).
В течение одного учебного года (2009-2010) занимала должность заместителя декана исторического факультета. В числе прочих должностных обязанностей организовывала и контролировала процесс централизованного Интернет-тестирования по дисциплинам предметной подготовки студентов факультета
В качестве возможности для реализации профессиональных интересов я использовала работу в школе (см. Место работы)
Мои жизненные и профессиональные интересы включают активные занятия физической культурой, я веду здоровый образ жизни. Занимаюсь лёгкой атлетикой с 12 лет, в школе посещала клуб бега, имела 1 юношеский разряд по лёгкой атлетике. Помимо личных занятий фитнесом и лёгкой атлетикой в течение последних пяти лет на базе спортклуба ГГПИ веду занятия группы «Женский фитнес в тренажёрном зале». По материалам многолетних наблюдений и работы с женской аудиторией в 2014 г. участвовала в научной конференции и опубликовала одну научную статью (2015 г.)
С целью личностного роста и профессионального развития с 2009 года включила в систему самообразования участие семинаров и тренингов по развитию личности. Кроме этого использую обучающие аудиопрограммы и книги.