Обязанности и достижения:
Основная вахта и подвахты при путине.знать общие сведения по судовождению, раскраску и внешние признаки средств навигационного ограждения, основные положения правил предупреждения столкновений судов в море;
нести ходовую вахту на руле, управлять рулевым устройством по магнитному компасу и гирокомпасу, уметь переходить с автоматического управления рулем на ручное и обратно;
управлять грузовыми, якорными, швартовными и другими палубными устройствами и механизмами;
уметь передавать и принимать сообщения световой и флажной сигнализации;
знать расположение грузовых помещений на судне, цистерн пресной воды, их горловин, мерительных и воздушных труб, а на наливных судах, кроме того, - расположение грузовых и зачистных систем и уметь манипулировать основными приводами клапанов (клинкетов);
выполнять малярные, такелажные и другие судовые работы по уходу за корпусом, рангоутом и такелажем, включая работы на высоте и за бортом судна;
уметь управлять судовыми спасательными средствами на веслах и под парусом (мотором), проводить разбивку лотлиней и измерять глубину ручным лотом. Обслуживать технические средства заведования в соответствии с установленными правилами и инструкциями завода-изготовителя;
выполнять ремонтные и профилактические работы и устранять неисправности технических средств заведования;
уметь пользоваться аварийной сигнализацией, спасательным имуществом и средствами тушения пожара в машинном отделении.
Моторист (машинист) должен знать расположение и назначение трубопроводов и клапанов судовых систем и уметь управлять ими.
По решению старшего механика моторист (машинист) может привлекаться к несению вахт и выполнению работ по обслуживанию и ремонту технических средств судна.