Обязанности и достижения:
Логопед: Запуск, растормаживание, развитие речевой коммуникации.
Кинезиотерапевт: Развитие двигательных функций ребёнка. Коррекция нарушений восприятия собственного тела, формирование схемы тела, нормализация мышечного тонуса.
Работа в выездном лагере.
В моей работе встречаются дети с разнообразными особенностями развития. Это аутизм, УО, СД, ДЦП, ОНР I-II, дети с различными сочетанными нарушениями. Важно сразу отметить, что чем сложнее и множественнее структура дефекта, тем меньше может сделать для ребёнка один специалист, без команды. А когда работаешь в сильной команде сложно приписывать себе какие-то отдельные достижения. И всё-таки я поделюсь несколькими кейсами.
У нас на интенсиве был мальчик 2.9 лет. Не говорящий, сложности с ощущением своего тела, снижена проприорецепция, взгляд на лице собеседника не фиксирует. В активной речи отдельные звуки, реже лепетные звукокомплексы. Как и многие, пришёл с диагнозом от невролога ЗРР. У меня с ним было 6 занятий. Работали на контакт, запуск речи на аффекте, в эмоционально окрашенных ситуациях. Развитие крупной, мелкой моторики через потешки в сочетании с телесными играми (простукивания, проминания, вибрации). И немного времени уделяли работе за столом, с пазлами, сортерами и т. д. Внимание, конечно снижено, он долго не удерживался в такой деятельности. К концу 3 занятия играем в часики тики - тики, я отхожу за массажным мячиком. Далеко отхожу. И вдруг он чётко произносит Тики- Тики и ножками стучит! Повторили, попращались. 4 занятие. Привет! Иду его обнимать (он же очень телесный) А он ручкой меня остановил, взял за руку и ведёт к шкафу с пособиями, на ходу стульчик захватил, лепечет активно и на меня смотрит. Не мог игрушку достать.. "Дай кубик?" - спрашиваю. Пытается повторить фразу, вполне похоже. Пол занятия сидим за столом и изучаем различные пособия и игрушки. Стараюсь делать динамические паузы. 5 занятие. Мама заходит с горящими глазами! Говорит, что он кардинально изменился! Постоянно везде залезает, её за собой тянет и много лепечет, слова проскакивают периодически. На 6 занятии расстались с благодарностями и добрыми пожеланиями. С такими детьми всегда приятно работать. Занятия очень интуитивны, эмоциональны и дают максимальную отдачу педагогу. Но бывают и другие ребята. У них сложности с саморегуляцией, из-за этого часто встречается агрессия. Не потому что они злые, просто им тяжело сдерживать свои внутренние импульсы. Такой ребёнок может ударить даже человека, который ему нравится, а потом плачет. Чаще всего ребята дерутся, по причине неумения показать другими средствами, что им плохо. У них развито ощущение всего трёх состояний. Очень хорошо, они смеются, бегают и тоже дерутся, но от радости. Просто хорошо, они спокойны. И очень плохо. С такими ребятами работать сложно и интересно. Как идти по лезвию ножа.. Тут необходима структура, визуальный план занятия, чтобы снять тревожность. Родителям таких детей я объясняю как реагировать на агрессию. Показывать альтернативные способы выразить злость. Не бить, а выучить определённый жест, символ, означающий мне плохо, я нихочу! Важно, чтобы этот жест работал всегда и ребёнок получал реакцию от человека "я тебя понял". Героическим родителям, у которых хватило терпения и выдержки действовать моим указаниям, удалось значительно снизить количество негативных проявлений их детей.
Был мальчик 5,5 лет. Не говорит, понимание обращённой речи снижено, но обиходные фразы хорошо понимает. Например: "Возьми красный кубик и положи на стол", "Достань из ящика коробку с машинками". Есть стериотипные игры и ритуальность действий. Вторично у него сильные переживания, связанные с неумением экспрессивно говорить. Мальчик часто проявлял агрессию, больше к маме. Это была, так называемая коммуникативная агрессия. Вводить Пекс мама боится, обсудили с ней стандартные мифы про этот метод. Дальше моя задача была максимально снять напряжение и тревожность. Через несколько занятий стало ясно, что без мамы ребёнок занимается заметно лучше. Он расслаблен и говорит слова, близки к выходу на фразу. С мамой плачет, агрессирует и молчит. Я приняла решение включить маму в наши занятия. Мама очень хорошая, адекватная, сразу договорились о партнёрстве и поддержке требований друг друга. В начале мальчишка проверял границы, и при малейших моих требованиях, расхожих его желаниям, бежал со слезами к маме. Мама играла вместе с нами. Через 2 занятия он робко начал говорить слова при маме и со страхом косился на её реакцию. Видя поддержку он повторял новое слово снова и снова! А к концу курса я вообще забыла, что он когда-то проявлял агрессию