Как наладить отношения с руководителем

Мир, взаимопонимание и полная гармония — если ваши отношения с начальником можно описать этими словами, значит, вам нет необходимости читать эту статью. Однако, по данным Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, каждый третий экономически активный россиянин (33%) не считает своего шефа хорошим руководителем. Между тем именно от непосредственного начальника во многом зависит карьера специалиста — каким будет круг его обязанностей, будет ли он расширяться, стоит ли ожидать повышения и т.д.

Плохо складываются отношения с шефом? Прежде чем заранее сожалеть о карьерном крахе или даже сгоряча писать заявление об уходе, задумайтесь: действительно ли другого выхода нет? Ведь на новом месте вам тоже придется взаимодействовать с начальником, и не факт, что он окажется более понимающим. Может, лучше попытаться наладить отношения с нынешним руководителем?

За что уважать начальника?
Как это осуществить? Для начала проанализируйте: почему вашим начальником стал именно этот человек? Какие качества позволили ему подняться по карьерной лестнице? По данным Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, почти каждого третьего руководителя (32%) «вырастила» компания. Так что весьма вероятно, что ваш шеф не понаслышке знает обо всех особенностях и мельчайших деталях вашей работы. Но даже если ваш начальник сразу пришел в компанию на руководящую должность (как это бывает в 22% случаев), его, несомненно, есть за что уважать — за опыт, знания, настойчивость в достижении цели и т.д. Не зря же он, в конце концов, стал начальником.

Психологи советуют помнить и о том, что ваш руководитель — такой же человек, как и вы, со своими слабыми и сильными сторонами. Скорее всего, он тоже стремится сделать карьеру, его тоже ждет дома семья, рыбалка по выходным и отпуск на даче. К тому же у него наверняка тоже есть босс, который бывает недоволен подчиненными.

Чего же ожидает от вас шеф? Надежности (чтобы сотрудники не подвели и вовремя выполнили задачу), пунктуальности (чтобы генеральный директор не выговаривал ему, что постоянно видит опаздывающими сотрудников именно его отдела), профессионализма (чтобы не перепроверять за подчиненными каждую мелочь и не исправлять ошибки, отвлекаясь от своих задач) и элементарной человеческой порядочности (чтобы избежать сплетен и прочих неприятностей в коллективе).

Ответьте себе честно: всегда ли вы соответствуете всем этим требованиям?

Почему вы не ладите?
Впрочем, даже если вы профессиональны, пунктуальны и абсолютно порядочны, оснований для конфликтов с руководством может быть множество — это и разные взгляды на способы достижения цели, и разные методы и приемы работы, и личная неприязнь, и несовпадение темпераментов… Вот лишь некоторые примеры возможных причин разногласий.
• Вы предпочитаете излагать суть рабочих проблем устно, а руководителю привычнее и удобнее получать письменные отчеты. Или наоборот — вы пишете начальнику длинные письма-доклады, а он предпочитает обсуждать важные темы за чашкой кофе в буфете.
• Вам удобнее работать самостоятельно (получить задание, оговорить сроки и самому планировать конкретные шаги по выполнению), а шеф привык контролировать не только конечный результат, но и промежуточные итоги работы. Поэтому он без конца спрашивает вас о ходе дел. Возможна и обратная ситуация, но в любом случае в конечном итоге раздражаетесь и вы, и руководитель.
• Вы выполняете работу не спеша, но вдумчиво и качественно. Шеф же ждет от вас молниеносной реакции и быстрого доклада о результатах.
• Начальнику присущ демократичный стиль управления — свобода критики и контраргументов, тогда как вы привыкли к субординации и четкому разграничению ответственности между руководителем и подчиненным. Или наоборот.
• Возможны и личные основания для конфликтов — их великое множество: от банальной зависти до сложных офисных интриг.

Чтобы понять, в чем причина разногласий с руководителем, иногда достаточно просто оценить, в каких ситуациях шеф нервничает, прислушаться к его словам и попробовать изменить свое поведение.

А как у коллег?
Стоит также понаблюдать за коллегами — только ли вы испытываете сложности во взаимоотношениях с руководителем? Если, к примеру, все остальные сотрудники отдела с ним отлично ладят, то, скорее всего, причина проблем кроется именно в вас.

Кроме того, не исключено, что кто-то из сослуживцев уже проходил путь налаживания отношений с боссом — опыт такого коллеги может быть чрезвычайно полезен вам. При случае поинтересуйтесь у него, как удалось укрепить сотрудничество, по возможности поделитесь своей проблемой. Советы коллеги, успешно преодолевшего сложности в отношениях с вашим руководителем, — это настоящее сокровище.

Обратная связь
Если продуктивного сотрудничества с начальником все же не получается, пожалуй, имеет смыл выбрать удобный момент и инициировать разговор с ним наедине. Деликатно спросите, что именно вы делаете не так и как это можно исправить, и очень внимательно выслушайте ответ. Такая информация — ценнейшие сведения для вашей дальнейшей карьеры. У каждого из нас есть свои недостатки или просто особенности, и получить от шефа обратную связь — значит понять, над чем именно вам нужно особенно тщательно работать. Так что вместо того, чтобы обижаться на его слова, к примеру, о вашей безответственности, вспомните, что могло заставить начальника так думать.

Главное в таком разговоре — правильно выбрать время и правильно задать вопрос. Когда в отделе аврал, руководителю наверняка не до выяснения отношений. Не стоит спрашивать его: «Почему вы снова повышаете на меня голос?» Лучше поинтересуйтесь: «В чем именно заключается моя ошибка?» и обязательно подчеркните, что вы готовы работать над ее исправлением. Помните – откровенная беседа с начальником спасла не одну карьеру.

Наконец, бывает и так, что наладить отношения не удается. Стоит ли в этом случае через силу ходить каждый день на работу и, скрепя сердце, выполнять поручения шефа? Решать только вам.
Сделайте первый шаг к новой работе
поделиться поделиться класс твитнуть

Творческий нетворкинг, или Как стать «человеком со связями»

Профессионализм, ответственность, удача – для успеха в работе нужно многое. В том числе и знакомства в профессиональном сообществе. Как стать «человеком со связями»? Как завязывать и поддерживать деловые отношения?

Как сделать корпоративную вечеринку ступенькой в карьере

Близятся новогодние праздники и их неизменные спутники – корпоративные вечеринки. Масштаб офисных гуляний обычно зависит от размера компании, её благосостояния и, конечно, от позиции руководителя по этому вопросу: кто-то наряжает ёлку и накрывает столы прямо в офисе, кто-то приглашает звезду эстрады и устраивает праздник в ресторане, а кто-то запасается шутихами и отправляется в загородный санаторий. Но какая бы атмосфера ни царила на празднике, «зажечь» на корпоративе нужно так, чтобы не нанести урон карьере.

Признаки карьерного кризиса, или Когда пора менять работу

Работа скучная, но зарплата высокая. Или наоборот: интересные задачи, но оплата труда оставляет желать лучшего. Как понять, что пришло время менять работу? Что такое карьерный кризис и когда он наступает?